В 2004 г. российский рынок информационных систем управления складами достиг отметки в 3 млн. долл. К концу 2006-го его объем может превысить 7 млн. долл. Этот рост обусловлен прежде всего давлением на производителей и дистрибьюторов со стороны крупных розничных операторов и ускоренным развитием логистической инфраструктуры России (в том числе и складской ее части).
Современную логистическую инфраструктуру невозможно представить без современных инструментов управления, в основе которых лежат информационные технологии. В последние полтора-два года интерес со стороны российских предприятий к системам управления цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management) перешел из академической плоскости в практическую. Наибольшим спросом в нашей стране сегодня пользуются системы управления складами (WMS - Warehouse Management Systems), относящиеся к категории средств исполнения цепочек поставок (SCE - Supply Chain Execution, подкласс технологии SCM).
Если к концу 2000 г. количество внедренных систем управления складами в России не превышало десятка, а число продуктов, представленных на отечественном рынке, измерялось единицами, то уже к началу 2005-го общее количество внедрений перевалило за 70. В 2003-2004 гг. на отечественном рынке появилось более десятка новых ИС, относящихся к классу Warehouse Management Systems. Именно на это время приходится свыше 70% от всех проектов по внедрению WMS, выполненных до 2005 г.
Бурный рост рынка систем управления складами не остался незамеченным. В последние два года резко выросло количество статей в специализированной прессе, а также число конференций и семинаров, посвященных данной теме. В 2004 г. был проведен первый конкурс на лучшую систему WMS из представленных на российском рынке.
Изначально попытки проанализировать российский рынок WMS носили поверхностный характер, так как в поле зрения аналитиков попадало не более 30% из того, что на нем имелось.
Исследование отечественного рынка систем управления складами, представленное ниже, базируется на информации о 65 проектах, выполненных в период с начала 1998 г. по конец 2004-го.
Классификация систем WMS
Среди применяемых сегодня систем управления складами можно выделить три основных класса (по данным консалтинговой компании ESYNC): системы начального и среднего уровня, а также комплексные системы.
К системам начального уровня относят WMS с базовой функциональностью (прием товаров, размещение, подбор партий и их отгрузка) и с минимальными возможностями модификаций или с полным отсутствием таковых. В число других характеристик таких систем входят:
К системам среднего уровня относят WMS с базовой функциональностью и заранее определенными возможностями настройки или допускающие настройку под требования заказчика. Прочие их характеристики:
В число комплексных систем включаются полнофункциональные WMS, допускающие значительную модификацию под требования заказчика. Другие их особенности:
Типичные параметры цикла внедрения вышеперечисленных разновидностей WMS приведены в таблице.
К началу 2005 г. на российском рынке было представлено 24 WMS-продукта и более 30 фирм, работающих на этом рынке. Несмотря на такое обилие, основными игроками можно считать лишь шесть компаний, имеющих опыт внедрения от трех и более проектов: на их долю приходится 68% рынка (см. диаграмму 1).
Следовательно, наиболее крупными и перспективными игроками в течение ближайших двух-трех лет будут компании “Солво”, ant Technologies и i2, суммарная доля рынка которых уже к концу 2005 г. может составить около 60%. От других эти компании отличает прежде всего узкая специализация на решениях SCM (Supply Chain Management). Доли рынка трех лидеров будут постепенно выравниваться и находиться в диапазоне 16-25%.
Структура рынка в продуктовом разрезе в точности отражает положение компаний, продвигающих соответствующие решения (см. диаграмму 1). Лидером рынка с 29%-ной долей является продукт Solvo.WMS, предлагаемый компанией “Солво”. Далее следуют Radio Beacon WMS (фирма ant Technologies, 11%), Exceed 4000 (i2, 10%), AWACS (Avalon SystemVision, 10%), Distribution Center Solution for Axapta (Columbus IT Partner, 5%) и Tiger Pro (RF) (“Алан-Трейд”, 3%).
Основными потребителями WMS-решений являются коммерческие склады (в западной терминологии - Third Party Logistics, или 3PL), склады производственных предприятий, оптовая и розничная торговля. При этом доли 3PL-складов и распределительных центров розничных предприятий довольно стабильны (см. диаграмму 2). Суммарно на них приходится около 50% рынка WMS-решений. Наиболее перспективный сегмент - оптовые предприятия (дистрибьюторы). Приходящаяся на них доля уже в 2005 г. может превысить 20% и впервые превзойти по этому показателю WMS-решения, установленные розничными предприятиями (в нынешнем году доля последних, скорее всего, выйдет на уровень 15%).
Особенностью проектов, выполненных на рынке автоматизации предприятий коммерческой логистики до 2005 г., является то, что заказчиками систем WMS выступали только большие предприятия с площадью хранения свыше 5000 кв. м.
С другой стороны, по оценкам экспертов, крупным 3PL-операторам принадлежит сегодня лишь около 25% рынка логистических услуг (как ожидается, к 2012 г. доля крупных операторов вырастет до 60%). Остальная его часть приходится на мелких и средних 3PL-провайдеров, которые характеризуются тем, что у них отсутствует профессиональный менеджмент, недостаточно средств для инвестиций в развитие бизнеса, а сам бизнес непрозрачен.
Те из них, кто в течение ближайших двух-трех лет сумеет решить перечисленные выше проблемы, и будут перспективной клиентской базой для всех поставщиков WMS-решений, работающих в сегменте 3PL.
Делая прогноз на ближайшие пару-тройку лет, можно сказать, что рынок WMS в сегменте 3PL будет расти примерно на 30% в год. При этом в сферу интересов поставщиков будут попадать и предприятия среднего масштаба (с площадью хранения от 2000 до 5000 кв. м).
Что касается положения отдельных игроков, то лидером в сегменте 3PL на начало 2005 г. была компания Avalon SystemsVision, которой принадлежало 22%.
Сегмент дистрибьюторских центров оптовых предприятий
Этот сегмент сложен для общей оценки (в силу разнообразия продаваемых товаров), но является очень перспективным для реализации проектов WMS в ближайшие два-три года.
Оптовые торговые компании, претендующие на лидерские позиции, вынуждены признавать важность современных информационных технологий в организации их, этих компаний, взаимодействия с производителями и предприятиями розничной торговли. И хотя оптовые фирмы в отличие от розничных не несут затрат на POS-автоматизацию, мерой их успеха является способность поддерживать связь с торговыми партнерами и своевременно обрабатывать и перераспределять товаропотоки. По мнению некоторых экспертов, именно оптовики в настоящее время формируют спрос на рынке складских систем управления.
Зона работы оптовых предприятий лежит посередине цепочки поставок. Поэтому они подвергаются прессингу с двух сторон: со стороны производителя и со стороны розницы. Чтобы обеспечить низкие цены для розницы, необходимо снижать собственные издержки (для оптовых предприятий это в основном затраты на логистику) и повышать объемы закупок у производителей для достижения минимальных входных цен (что требует увеличения пропускной способности или емкости склада). Без современной информационной системы, включающей WMS, эти задачи решить невозможно.
На начало 2005 г. в нашей стране было выполнено 11 проектов по внедрению систем управления складом на предприятиях оптовой торговли. Причем все компании-заказчики относятся к крупным предприятиям оптовой торговли с годовым оборотом свыше 8,0 млн. долл. и площадью склада более 3000 кв. м.
Основными поставщиками WMS-решений для оптовых предприятий являлись компании “Солво” (34% рынка) и ant Technologies (25%). Однако малое количество проектов, выполненных в этом сегменте, делает каждый новый проект значимым в борьбе за лидерство.
Сегмент распределительных центров розничных предприятий
Основными логистическими тенденциями в розничной торговле являются укрупнение центров снабжения с одновременным уменьшением их общего числа, а также сокращение складских и подсобных помещений непосредственно на предприятиях розничной торговли. Это приводит к резкому росту требований к их логистическим системам, которые должны обеспечить непрерывное пополнение запасов.
Спрос на WMS со стороны розничных предприятий связан главным образом с организацией сетевыми ритейлерами собственных распределительных центров (РЦ). Такой РЦ позволяет им экономить на услугах посредников, которым они вынуждены отдавать существенную часть маржи (3-6% и выше от стоимости товара), и добиваться лучших условий от поставщиков. Вопрос логистики становится одним из основных факторов выживания и конкурентоспособности ритейлеров.
Есть и другая причина. Существующая складская инфраструктура, созданная в большинстве своем еще до 90-х годов, устарела с технологической точки зрения и уже не отражает реальной потребности розничных компаний в услугах по хранению и ритмичности поставок. Крупные розничные сети работают с огромным ассортиментом (десятки тысяч наименований), поэтому нуждаются в совершенной логистике и принципиально новом способе организации поставок. Сейчас же магазины вынуждены взаимодействовать с большим числом поставщиков (по некоторым оценкам, в зависимости от формата у сети может быть от 100 до 1200 поставщиков), которые не отличаются особой пунктуальностью.
По мнению экспертов, для запуска и обеспечения эффективной работы собственного РЦ в составе розничной сети необходимо иметь 40-60 магазинов. По прогнозам, к концу 2006 г. 70-80% основных сетевых операторов будут иметь собственные РЦ. В дальнейшем они перейдут к строительству региональных складских сетей.
Все это позволяет говорить о сегменте розничной торговли как об очень перспективном с точки зрения потребления решений WMS.
Анализ выполненных на начало 2005 г. проектов по внедрению WMS на предприятиях розничной торговли показывает, что потребителями таких систем выступают крупные розничные предприятия с оборотом более 80 млн. долл. и площадью РЦ более 6000 кв. м. События первой половины 2005 г. подтверждают, что крупный бизнес является, по сути, единственным потребителем систем управления складами в этом сегменте. И, видимо, в ближайшие два-три года указанная тенденция не изменится.
Лидерами этого сегмента на начало 2005-го были компании ant Technologies (37% рынка) и i2 (18%), но поскольку количество проектов здесь очень незначительно, то любой новый проект может существенно изменить расклад сил.
Сегмент складов производственных предприятий
Исторически сложилось так, что производственные предприятия вынуждены делать существенные инвестиции в оборудование для автоматизации сбора данных, компьютерную технику и ПО для улучшения управления производственными процессами. С ростом требований крупных оптовых торговых компаний и розничных торговых сетей по уменьшению размеров отгружаемых партий товара и организации прямых поставок в магазины (склады) производители должны постоянно совершенствовать свои каналы сбыта для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. Большинство зарубежных производственных предприятий, как показывают опросы, ставят затраты на создание логистических информационных систем управления поставками на приоритетное место.
Этот сегмент, как и сегмент оптовой торговли, очень разнообразен, что связано в первую очередь с разнообразием производимой продукции. Здесь и продукты питания, и бытовая техника, и косметика, и автомобильные шины и т.д. Из реализованных в России проектов по WMS большая часть была выполнена для производителей продуктов питания и напитков.
Основными показателями, которые стремятся улучшить производственные предприятия, приобретая WMS, являются:
В первую очередь этим озабочены предприятия, осуществляющие прямые поставки в крупные розничные сети.
Некоторые выводы
Как показывает практика, потребителями систем управления складами выступали и выступают только крупные предприятия. Видимо, в ближайшие два-три года эта ситуация не изменится, хотя можно ожидать появления спроса и со стороны средних предприятий.
Выставка СЕМАТ Russia | 17 – 19 сентября 2024 | Крокус Экспо, Павильон 1, Зал 4, Стенд D315
Компания «АНТ Технолоджис» объявляет о переводе системы ant Time Slot Management в промышленную эксплуатацию после успешного завершения проб...
Поговорим о программном обеспечении, предназначенном для управления транспортными средствами на прискладской территории. О его назначении и ...
Компания Mantis получила награды и призы на церемонии награждения Supply Chain Awards 2022
Андрей Хвостиков
+7 (495) 785-72-28